Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 году, веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом
Сибирь - культурно-исторический феномен человечества, еще не раскрывший своего потенциала
На вопросы корреспондента "СибИнфо" Павла Быковских отвечает Виктор Корб, омский журналист, главред "ДО-инфо"
- Чем мы, сибиряки, отличаемся от других россиян. Существует ли для Вас такая разница?
- Различия в бытовой культуре, в поведении, в языке и других компонентах ментальности есть у большинства региональных сообществ. Сибиряки, в целом, наверное, отличаются большей открытостью, простотой, доверчивостью, мистическим образом сочетающейся с тем, что называется "себе на уме". Но еще интереснее наблюдать и изучать различия внутри Сибири: ведь алтайские, омские и красноярские сибиряки - это очень разные общности, в каждой есть свои изюминки.
- Какие стереотипы о Сибири вы знаете, слышали от других жителей нашей страны, либо от иностранцев?
Ну ничего нового тут я, наверное, не добавлю. Это прочно связанные с образом Сибири набор из снега, мороза, медведей, и, главное - самих сибиряков - в валенках, шапке-ушанке и тулупе, с бородой и ... берданой :-)
- У Сибири колоссальный туристский потенциал. Что отпугивает среднестатистического европейского туриста от поездки в Сибири? Как по-Вашему, дело в реалиях, или в недостатке информации?
Отпугивает, думаю, очень плохо развитая туристическая инфраструктура. Ведь даже любителям экстремального туризма нужны "промежуточные удобства" в виде надежного транспорта, хороших гостиниц, достоверных справочников, надежных гидов и т.п. И все это нужно развивать одновременно с разработкой комплексной маркетинговой программы, эффективно сочетающей реальные достопримечательности природы и культуры с грамотно выстроенными мифами. Я, например, недавно выдвинул идею продвигать Омск и Омскую область ни много ни мало как "Пуп Земли" - основываясь на объективных факторах "центральности" этого места и многочисленных мифологических образах вокруг знаменитых "пяти озер" в Муромцевском районе. Аналогичные подходы могут и должны реализоваться и в других регионах Сибири - нужна лишь заинтересованность местных сообществ, поддержка бизнеса, мудрое отношение власти.
- Сталкивались ли вы с предвзятым отношением к Сибири, и, если да, какая у вас была реакция? Влияют ли стереотипы о Сибири на отношение к ее жителям? Каким образом?
Да, разумеется, отношение к Сибири как к чему-то "отдаленному" во всех смыслах: и в территориальном, и в историческом, и в экономическом, и в культурном - проявляется довольно часто. Это характерно для жителей центральной России и, особенно, для "масквичей", считающих, что Россия делится на две части, и та, что расположена внутри МКАД, - это главная часть. Такое отношение поддерживается и многими неумными политиками, а главное - устойчивой системой неоколониального типа, удерживающей большинство регионов России на положении вотчин и зависимых территорий с подневольным "населением". При этом любые помыслы о реальном самоуправлении, о развитии, основанном на реализации инициатив самостоятельных граждан и сообществ воспринимаются "центром" и людьми с имперским сознанием как "угроза территориальной целостности России". Впрочем, последнее время ситуация явно меняется в лучшую сторону.
- А что для вас лично Сибирь?
Для меня Сибирь - это родина, место, где я живу всю жизнь, где вырастил детей, реализовал много личных, профессиональных и общественных проектов. Это один из мощнейших культурно-исторических феноменов человечества, еще не раскрывший своего потенциала. Уверен, освободительное движение Сибири может стать мощным фактором общероссийского освободительного движения. Но для этого, конечно, нужны ответственные гражданские организаторы.
Примечание: приведен полный текст интервью, отправленный в редакцию СибИнфо 30 ноября 2011 года.