Диканский бился лбом об стену, Ручьем катился пот со лба, Но стала квантовой системой Водопроводная труба!"
В школе я учился легко и с интересом, причем с первого до последнего класса и по всем предметам. Но к математике и физике был и свой интерес. Учительницу физики я впечатлил, когда поспорил с ней на уроке, доказывая, что пар невидим как бесцветный газ, а то, что мы видим при активном кипении, - это уже маленькие капельки воды. Результатом этого впечатления стало то, что именно она затем смогла опередить математичку, отловив меня на перемене и записав на олимпиаду по физике, благодаря чему я и попал впоследствии в ФМШ No.165 при НГУ.
А вот наиболее ярким впечатлением для меня самого стали занятия по физике в девятом классе этой самой ФМШ. Лекции нам читал будущий ректор НГУ Николай Сергеевич Диканский (да-да, тот самый, упомянутый в эпиграфе!). Фамилию преподавателя, который вел семинары, к сожалению, уже не помню. Но именно он научил нас особому, физическому отношению к миру. Он требовал не просто "решить задачу, выдав нужную формулу", а именно выполнить весь комплекс: от грамотной постановки задачи, исходя из реальных условий, - до точного ответа, выраженного в конкретных единицах и отвечающего нашим представлениям о "реальности". Типичная формулировка задачи на его семинарах имела, примерно, такой вид: "какого размера кусок фанеры может унести в руках взрослый мужчина, идя навстречу ветру, дующему со скоростью 5 м/с?"