Давно хотел попробовать свои силы в технике 3D-рисунка на асфальте, или мадоннари. На все мои публичные намеки и призывы поделиться опытом или составить компанию никто не откликнулся - пришлось, как водится, действовать в одиночку. Ну не совсем, конечно, в одиночку: что бы я делал без моей неотъемлемой половины? Ее, правда, пришлось поуговаривать, но результатом довольны оказались все. Впрочем, попробую по порядку.
Самым сложным оказалось ... выбрать рисунок для первой пробы. Он должен был быть достаточно простой, чтобы первый блин не вышел комом. Но в то же время достаточно ярким, привлекающим внимание неподготовленной аудитории. В качестве вариантов я рассматривал и известный граффити-портрет Полежаева в стиле WANTED!, и портрет старушки Дмитрия Врубеля (в этом случае можно было рассчитывать на интерес и поддержку со стороны активистов Глобального Арт-Проекта). Были также варианты изобразить нашего недалекого дворника Андрюши (но он очень длинный, и на него не хватило бы ни мелков, ни асфальта, ни душевных сил) и даже знаменитой Зеленой Бабы - одного из мифологических символов Омска... В результате я остановился на самом простом варианте: попросил сына на пробу попозировать мне в створе прохода в наш двор и решил именно это изображение сделать тестовым, на котором можно будет опробовать творческие и технологические задумки.
Сначала я применил к исходному изображению мой любимый эффект "комикс":
Потом произвел простейшие расчеты, исходя из выбранной точки наблюдения и высоты виртуального объекта. В графическом редакторе вырезал рисунок и применил к нему инструмент "перспектива", увеличив дальнюю сторону прямоугольника, примерно, в три раза.
Купили обычный набор школьных мелков. Целый день я думал, где мне взять уголь для рисования контура и теней. Был готов уже устроить во дворе костерок для получения углей, но вовремя вспомнил о том, что еще не закончился сезон пикников, и в магазине должны быть пакеты с древесным углем для барбекю. Взяли самый маленький, на 2,5 килограмма.
Когда все вспомогательные материалы были готовы, встал вопрос, с чего начать? Как быстрее и точнее всего выполнить базовую разметку? Сначала я попробовал подключить к этому делу Татьяну, попросив ее ставить углем метки, начиная с самой далекой точки, постепенно направляя ее указаниями "вправо, влево, ближе, рисуй"... Но эта технология себя не оправдала. Пришлось брать дело полностью в свои руки: сначала с точки обзора "пристреливаться" к месту, ориентируясь по трещинам на асфальте и рамке ворот,..
... быстро бежать к этой точке, ставить отметку и возвращаться обратно.
Таких итераций пришлось сделать довольно много, пока не возникло ощущение цельного изображения. Точнее, его примерного контура.
Очень эффектно рисунок выглядит с боковых и противоположных ракурсов.
Автор, захваченный в творческом азарте, тоже выглядит интересно с неожиданных ракурсов:
Рисунок еще очень далек от окончательного вида, но внезапно кончились мелки, навалилась усталость, солнце ушло с нужного азимута... Короче, решили на этом закончить и приступить к фотосессии.
Право первого фотографирования рядом с нашим Большим Мальчиком получила, разумеется, Татьяна.
Бабушка, аккуратно обходящая "Мальчика, загородившего проход", тоже смотрится весьма эффектно:
Живой интерес работа вызвала у молодой мамаши с ребенком. Мы предложили сначала ребенка попробовать сфотографировать рядом с рисунком, но он расплакался и маме пришлось взять его на руки. Но получилось тоже вполне ничего.
Для портрета автора на фоне шедевра пришлось долго подбирать подходящую точку съемки, потому что это пришлось делать Татьяне, а она заметно ниже меня. Но вроде, тоже более-менее получилось. Если, конечно, не считать общей недоработанности картинки.
Наша Баба очень интересовалась все этой историей и уже после обеда тоже напросилась на фотосессию. Солнце, правда, уже совсем ушло за дом, поэтому перестал работать фактор тени, но зато я немного добавил оттенков.
Так выглядел результат моего первого опыта в жанре "мадоннари" (3D-граффити на асфальте) через несколько часов после завершения работы.
По-моему, вполне неплохо, учитывая все факторы, снижающие качество, в том числе: работу в режиме "проходного двора", грубый, грязный, потресканный асфальт, недостаток мелков, отсутствие минимального опыта, неблагоприятное освещение и пр., и пр.
Выводы из первого подхода к снаряду (если паче чаянья когда-то еще вздумаю что-то соорудить в этой технике):
рисунок лучше выбирать средней сложности: чтобы было достаточно деталей, концентрирующих внимание, но несложных в реализации;
смысловой центр композиции (точку концентрации внимания) следует выбирать ближе к нижнему краю - там, где будет меньше искажений;
поверхность лучше подбирать как можно более ровную и гладкую;
очень важно выбирать адекватное освещение: или равномерно яркое, или с точно подобранным ракурсом подсветки, чтобы в полной мере использовать эффект отбрасывания тени;
цветотень - основа успеха: при правильном сочетании цвета, света и тени рисунок "поднимается" над поверхностью, даже если он не очень точно простроен.