Смотрим рубрику "Календарь" на телеканале "Ностальгия" и ухо режет фраза "17 августа празднует свой день рождения Муслим Магомаев". Я аж поперхнулся и начал возмущаться, а Татьяна говорит: "Это у них, наверное, тоже какая-нибудь старая запись - ведь календарные сюжеты уже не стареют". Да, наверное, но без специальных пометок и комментариев эта фраза звучала все-таки дико.
Впрочем, нельзя не признать изрядной адекватности именно такого подхода к делу - жизни в прошлом. Причем, прошлом, почти целиком придуманном, реконструированном в соответствии с вполне ясными целями и ожиданиями. Для сверхконсервативного и сакрализованного российского сознания характерна даже не банальная ностальгия по чему-то утерянному и не ностальгия по настоящему, а ностальгия... по ностальгии - вечное переживание мнимых утрат, вплоть до полного вытеснения им реальной жизни.
Россияне не просто обманываться рады, а рады страдать по вымышленным утратам: по непостроенному коммунизму, по неотоваренным ваучерам, по сомнительному первенству в области балета и т.п. И они никогда не поймут и не признают, что "Россия, которую они потеряли" - это Россия, которой никогда не было и не будет. Потому что есть и будет лишь та страна, в которой граждане, помня прошлое, живут настоящим и будущим.