Приветствую Вас Гость | RSS

 Корб и все, все, все

Четверг, 17.08.2017, 14:35
Главная » Статьи » Дневник Иоганна Георга Корба

Дневник Иоганна Георга Корба. 1699. Апрель
Записи секретаря посольства императора Леопольда I к царю и великому князю Петру Алексеевичу, веденные им в апреле 1699 года.

01.04.1699 Несколько татарских крымских орд вторглись в пределы московские и со стремительной быстротой проникли до самой Азовской крепости. Никто не смел отразить внезапной опасности; страх, охвативший всю область, усугубил смелость и силу неприятелей. Враги оставили по себе памятниками невознаградимые несчастия и следы неслыханной жестокости. Повсюду ограблены жители селений, опустошены поля, сожжены деревни и разорены посады. Эти разбойничьи шайки увели с собой в жесточайшее рабство многих офицеров, еще большее число солдат и неимоверное множество жителей.

02-03.04.1699 Исповедающие греко-русскую веру с неменьшим, чем римляне, благочестивым усердием поклоняются образам святых и на их ходатайство справедливо возлагают большую надежду и упование, однако ж далеко менее того, которое, по законам священной религии, обязаны иметь к Богу как Всевышнему Существу и Создателю всего мира; они только уповают на святых, как на друзей Бога и наших заступников. И потому особенное чествование, оказываемое русским святым и их образам, отнюдь непредосудительно. Очень сомнительно, чтобы набожность их была суеверна, когда больные, дряхлые люди, которым уже не может помогать врачебная наука, прибегают, как к целебному средству, к обряду, состоящему в том, что священник прикасается к их голове образом святого, к которому они питают особенное благоговение. Однако же если кто захочет поглубже узнать, почему оставленная Илиею милость получила чудотворную силу, то ему окажется понятным, что перст десницы Бога, к которому обращено все наше благочестие, все почитание, все поклонение, как к последней цели нашей, всегда дивен и чудесно проявляется во всех деяниях. Поэтому считал я нужным упомянуть здесь, что воевода Шеин участвовал, при большом стечении московских жителей, в торжественном ходе с иконой к дому какого-то больного, лежавшего в постели.

04.04.1699 Сегодня русские отправляют с большим торжеством праздник Благовещения Пречистой Деве Марии; слышна праздничная пальба из пушек и ружей. Русские думают, что празднуя начало спасения человека должно выказывать большую радость.

05.04.1699 Сегодня господин посланник осматривал царский замок Кремль, по которому водил его какой-то немецкий полковник. В зале, в которую обыкновенно приводят при представлении царю великих послов государей, возвышается вызолоченный серебряный трон, украшенный множеством драгоценных камней, во всем достойный величества владетеля. Других сокровищ там не видно; так как царь до сих пор не желает жить в этом замке, то они хранятся в сундуках. В той части замка, из которой открывается чудный вид на протекающую реку Неглинную, раскинуты возле стены, над вторым ярусом, весьма приятные садики, разведенные на подведенной стене; жаль, что они запущены и приходят в упадок по нерадению смотрителей. Посол осматривал также и тот покой, из которого через решетку царевна София могла слышать все предложения послов и ответы министров во время московского троевластия и господства, захваченного первым министром, Василием Голицыным. К этому покою прилегает прекрасно убранный зал, назначенный для сношений с великими послами. Имеются также две изящные часовни, одна летняя, другая зимняя; в летней поклоняются чудотворной иконе Богородицы, привезенной из Смоленска. В церкви Благовещения Пресвятой Девы Марии находятся гробы и памятники всех царей, имеются также изображения тех царей, которых праведную жизнь после их кончины ознаменовали чудеса. Такое, по крайней мере, получил объяснение господин посол на свой вопрос, почему нет здесь изображения Ивана Васильевича, московского тирана? Кроме образа «Усекновение главы Иоанна Предтечи», показывали еще образ Богородицы, купленный за семнадцать тысяч рублей. Дед, отец и самый старший брат ныне владеющего царя похоронены вместе перед одним престолом в каменных гробах. Этот храм имеет девять башен: все они вызолочены; на их верхах водружено столько же крестов, отличающихся таким же богатством. Говорят, что крест на самой высокой башне, имеющий более прочих блеска, вылит из чистого золота. Вблизи, напротив, в церкви, называемой Собором, покоятся все патриархи и митрополиты, признанные святыми. Один из них, называемый Ионою, предпочтительно пред прочими служит предметом поклонения. В этой церкви хранятся частица ризы нашего Спасителя и рука св. Андрея, до сих пор невредимая, к которой мы прикладывались. Престол царский в этой церкви очень искусной работы и самый древний: он привезен сюда из Киева, князьям которого прежде принадлежал. Напротив этого престола стоит престол патриарха, украшенный различной живописью. Кресла княгинь стоят в другой части храма и обиты драгоценной материей из красного шелка.

Вновь взбунтовались в самом городе Азове семь стрелецких полков. Они сделали постановление не допускать к себе царя, ибо им известна ненависть к ним государя, превышающая даже ненависть Ватиниана. Стрельцы не сомневаются в том, что все они погибнут, если впустят к себе царя; а так как они уверены, что смерть их все равно ожидает, то и решились умереть, по крайней мере, не без мести. Кто потерял всякую надежду на спасение, тот ищет утешения в том, чтобы заслужить наказание. Они решились, призвав на помощь крымских татар, прибегнуть к самым отчаянным мерам и рассчитывают, что те стрельцы, которые сосланы были в окрестности Азова, пользуясь случаем отомстить за свое изгнание, вновь подвигнутся на мятеж и из одного только удовольствия получить возмездие за их уничтожение вместе с ними пожертвуют собой, так как раны их еще не зажили. Распространяется молва, что эти преступные затеи найдут поддержку в том воеводе, которого совесть упрекает во многих порочных поступках и который, опасаясь казни, колеблется в верности и повиновении царю, а потому готов принять сторону мятежников, чтобы отдалить минуту своего наказания или добровольной смертью избегнуть топора палача. По поводу всех этих обстоятельств везде собирают солдат и призывают из крепостей гарнизоны. Война приняла теперь вид более внутренней усобицы, чем войны с врагами страны.

В церкви Благовещения Пречистой Девы Марии совершалось рукоположение одного из духовенства в митрополиты киевские.

06.04.1699 Боярин Лев Кириллович Нарышкин вызван, по царскому повелению, в Воронеж. По общему мнению, государь призвал его к себе вследствие того, что он притворялся больным, чтобы избавиться от этой поездки.

Все жители Москвы без изъятия записаны в подушный оклад; они должны, согласно своему достоянию или доходам, получаемым ими от торговли, вносить ежегодно определенную подать. Поэтому бегут они ежедневно сотнями и тысячами, но принуждены будут возвратиться в Москву, которую своим выходом обратили бы в пустыню. Теперь в Москве большая дороговизна на овес и съестные припасы. Это объясняют тем, что когда солдаты недавно обязаны были вывозить трупы казненных за город для погребения, то они, ссылаясь на царское повеление, принуждали извозчиков, то есть поселян, выбрасывать кладь из телег и класть в них мертвые тела или принуждали оставлять им повозки и отправляться копать ямы. При этом солдаты имели дерзость присвоить себе хлеб, сено, овес и все, что привезли селяне. Правда, солдаты были за это наказаны, что весьма справедливо, но все же поселяне, вследствие понесенных ими потерь, распуганы и ничего более не везут в Москву, опасаясь, чтобы привезенное ими на продажу не сделалось вновь жертвой и добычей своевольного грабежа солдат.

07.04.1699 Господин посол простился с князем Борисом Алексеевичем Голицыным, который уезжает сегодня в Казань и Астрахань в сопровождении господина Плейера.

08-09.04.1699 Около девяти часов утра был большой пожар недалеко от Посольского двора, за палатами воеводы Шеина. Боярин Салтыков и князь Алексей Михайлович Черкасский много пострадали через это несчастие; горело в продолжение четырех часов, отчего превращены в пепел их собственные палаты и многие окружавшие оные деревянные дома. Здесь не употребляют воду для тушения огня, но для пресечения пожара только разбирают дома. Правда, на пожарных оловянных трубах нередко видны значки со знаками, отличающими солдат разных полков, но очень редко можно заметить людей, употребляющих эти трубы в дело. Пламя с ближайших домов захватывало людей, разбиравших крыши, когда они вовсе об этом не думали, и препятствовало им продолжать их работу. На место, где свирепствовало пламя, вынесли, чтобы пресечь его, икону Божией Матери. Сегодня также сгорел один дом в Немецкой слободе.

10-12.04.1699 Прислана по почте новая верительная грамота, всемилостивейше уполномочивающая господина посла объявить в качестве чрезвычайного посла о браке всепресветлейшего короля римского.

13.04.1699 Назначено совещание с думным дьяком касательно новой верительной грамоты и объявления о супружестве короля.

14.04.1699 Известие о новой обязанности, всемилостивейше вверенной августейшим императором послу, послано с нарочным в Воронеж первому министру.

15.04.1699 В Азове появилась опасная заразительная язва, от которой умирает несметное множество людей.

16.04.1699 Сегодня, в Страстной Четверг, начали мы отправлять пасхальное богослужение.

18.04.1699 Господин чрезвычайный посол со всеми своими отправился пешком в Немецкую слободу, отстоящую на один час пути от Посольского дворца, посетить гроб Христа. Исполняя такое благочестивое дело, пошли мы туда ночью к торжественному богослужению в честь Воскресения нашего Спасителя.

19.04.1699 Мы отправляли первый день Пасхи при звуке труб и литавр, раздававшихся в честь праздника.

Думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, который поедет из Воронежа в Константинополь в качестве чрезвычайного посла для заключения мира, посетил, в час после обеда, нашего чрезвычайного посланника.

20-21.04.1699 Господин чрезвычайный посол отправился к думному дьяку, желая из расположения к нему сообщить ему кое-что такое, что было бы весьма полезно и пригодно знать состоящему при Порте Оттоманской.
Боярин Федор Алексеевич Головин пожалован царем в адмиралы.

22.04.1699 Говорят, что состоящие при посланнике бранденбургского курфюрста завели с жителями ссору на дороге между Москвой и Новгородом и что вследствие этого жизнь посланника подвергалась большой опасности.

23.04.1699 Господин посол с одним из своих друзей посетил полковника Гордона, который был на службе в Кремлевском замке; у него содержался в ту пору под стражей некто Алмазов, принадлежащий к одному из знатных родов московского дворянства. Федор Матвеевич Апраксин женат на его сестре, сестра же Апраксина — вдова царя, скончавшегося семнадцать лет тому назад. Слуги вышеупомянутого Алмазова катали яйца и, может быть, при этом были чересчур смелы и слишком много шумели, и когда караул приказал им удалиться, то они его не послушались, утверждая, что теперешнее время (то есть пасхальное) позволяет им по обыкновению забавляться. Но караульный не удовольствовался этим и сказал им, что если они не пойдут прочь, то он принудит их к тому палкой. Те, рассердясь, принялись сначала ругаться, а после и драться. Пришло подкрепление к караулу, но слуги были, по своей ярости, бойчее и прогнали их. Когда дело было доведено до сведения князя Михаила Алегуковича Черкасского, то он приказал секретарю, чтобы тот распорядился взять под стражу виновных слуг Алмазова и для исполнения этого приказа послал бы в дом Алмазова писаря с пятнадцатью солдатами. Писарь, по ошибке или по злоумышленности давшего приказание секретаря, взял не рабов, но самого господина, невинного, вовсе не знавшего о случившемся, и потащил бы его в самую сквернейшую темницу, если бы полковник Гордон, уведомленный об этом происшествии вдовствующей царицей, свойственницей Алмазова, не отнял его силой у писаря и солдат, не соглашавшихся выпустить Алмазова из своих рук, и не назначил ему местом содержания свое жилище. В Московии так водится, что солдаты, не разбирая звания и обстоятельств, по своему произволу ужасно бьют задержанных кулаками, ружьями и палками и, впихнув их в самую отвратительную конуру, мучат разными способами, в особенности же богатых, которым прямо говорят, что побоям не будет конца, если они не дадут им известного количества денег. Не глядя на то, как кто идет под стражу, добровольно ли, или сопротивляется, они во всяком случае бьют каждого. Алмазов, отличный молодой человек, освобожден был на моих глазах из-под стражи и отправился к царице благодарить за ее ходатайство.

24.04.1699 Главный почтмейстер царской почты, думный дьяк Сибирского приказа Андрей Андреевич Виниус, русский, но немецкого происхождения, был у нас на обеде с каким-то монахом чина св. Василия Карионом и со многими немецкими офицерами.
К несчастью, вновь случился пожар и сгорел дом боярина Льва Кирилловича.

25.04.1699 Каждый боярин обязан, по повелению царя, внести пятьсот рублей на построение кораблей, а кто владеет более чем ста мужиками, тысячу рублей, у кого же менее ста душ крестьян, обязан заплатить только сто рублей.

26-27.04.1699 Получено по почте известие, что Прокопий Возницын, полномочный посол, уехал из Вены. Он ложно обвинил императорских уполномоченных в том, что они сделали ошибку, заключая двухгодичное перемирие; но императорский посланник данными им поспешными объяснениями ясно опровергнул его обвинения. Сообщивший неверное показание подвергнулся из-за этого большой опасности вследствие гнева царя.

28-29.04.1699 Сегодня праздновали мы годовщину нашего торжественного въезда.

30.04.1699 Разнеслась молва, что царь уехал из Воронежа в Азов.

Источник: http://www.memoirs.ru/texts/Korb.htm
Категория: Дневник Иоганна Георга Корба | Добавил: KVV (07.04.2009) | Автор: Иоганн Георг Корб
Просмотров: 465 | Теги: история, Иоганн Корб, март, 1698 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]